среда, 26 февраля 2014 г.

Простые вещи.

Вспомнилось.
С помощью игры с цветом можно отреагировать, выразить своё настроение, чувства, “излить внутренний конфликт”. Когда работала с детьми в приюте, частенько использовала эту возможность.
В отделении дневного пребывания мы с коллегами прикрепили на стенку “Радугу настроения” - график-табличку с именами детей и числами текущего месяца - для того, чтобы каждый день рисовать какого цвета настроение сегодня. Особо не заставляли, но напоминали. Детям понравилось, в игру включились.
Как-то раз обнаружили около фамилии одного мальчика длинный ряд черных кружочков. Конечно, удивились, задумались, заволновались - что такое с ребёнком? Мальчик был сложный, конфликтный, задиристый с ровесниками, и от взрослых требовал особого подхода к своей, в целом, интересной личности.
Оказалось, мы напрасно волновались. Как выяснилось, после очередной провокации с его стороны, дети просто таким образом выразили ему свой протест - тихо, спокойно, без, жалоб и драки.
Мне это напомнило молчаливые и дисциплинированные, с обязательным продолжением работы, японские забастовки с повязыванием черных повязок на рукава “в знак скорби о том, что возникло это недоразумение между работниками и руководством фирмы”.
Такой вот был “ответ Чемберлену”. )
Можно такую табличку дома повесить или на работе. Как минимум, развлечение. ;)
Вообще говоря, работая с такими “сложными” детьми, я наверное наиболее полно ощутила возможности арт-терапии. Рисуночной, танцевальной, прочей. Их инструменты помогали мне приблизиться к пониманию внутреннего мира ребёнка без давления, не нарушая границ, играя. А им, часто остро травмированным, настороженным, потерявшим доверие, возможно в первый раз удавалось “рассказать” о себе всё, без слов, без необходимости “открывать душу” постороннему человеку.
В синтезе же, методики давали иногда просто потрясающие результаты: движение помогало прийти к себе, рисунок - себя обозначить.
Провела как-то небольшое занятие с элементами танце-терапии. Перед началом попросила нарисовать своё настроение. Одна девочка (14 лет, ребёнок алкоголиков, гиперактивная, коррекционная школа), нарисовала какой-то детский рисунок - ёлочки, грибочки, солнышко - прилежно выполнила урок по рисованию, короче говоря. То есть эмоционально не смогла (не позволила себе) себя проявить. В процессе занятий я это и наблюдала. Тревожная, суетливая невербалика и прилежные, но односложные ответы, как на уроке. “Как себя чувствуешь? Нормально.” и всё в таком духе. Я уже решила, что тут придётся долго “копать” до раскрытия эмоциональной сферы.
Однако была просто поражена результатами по окончании занятия: с таким самозабвением, с таким полным самораскрытием работал ребёнок просто с цветом. Она “выплеснула” из себя рубиново-красный, с чёрными вкраплениями цветовой сгусток, расплывшийся по бумаге болевым пятном.
На следующем занятии моя подопечная уже очень старалась постигнуть свои внутренние чувства и выразить их, как могла, вербально. )
Так что, танцуйте, рисуйте, будьте счастливы! )
А я буду время от времени делиться способами “подправить внутренний мир”. )


Комментариев нет:

Отправить комментарий